по защите прав участников образовательного процесса
Оксаны Валерьевны Клеймановой МБОУ СОШ №38, г. Шахты 2019-20 уч.г.
I. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Нормативные документы
1.
Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в РФ"
2.
Указ президента РФ о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы
1.
Всеобщая декларация прав человека
2.
Конвенция о правах ребенка
3.
Конституция РФ
4.
Устав школы
5.
Областной закон РО об уполномоченном по правам человека в РО №643-PC от 15 марта 2007 года
6.
Постановлением мэра города Шахты С. А. Понамаренко № 2130 от 24.09.2009г.
7.
Закон 346 Ростовской области.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденным явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка.
Деятельность уполномоченного по правам ребенка в МБОУ СОШ №38 (далее школьного уполномоченного) направлена на защиту прав и законных интересов ребенка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей в рамках действующего законодательства.
В своей деятельности школьный уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. №124-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и Положением об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ СОШ №38 г. Шахты.
Компетенция школьного уполномоченного
Основными целями деятельности школьного уполномоченного являются:
защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;
содействие формированию правового пространства в учреждении;
содействие формированию правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;
содействие формированию личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
Основными задачами школьного уполномоченного являются:
участие в восстановлении нарушенных прав ребенка;
профилактика нарушений прав ребенка;
оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях.
Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) всех участников образовательного процесса, касающиеся нарушения прав и свобод несовершеннолетних.
Не подлежат рассмотрению школьным уполномоченным обращения (жалобы), связанные:
с несогласием с выставленными оценками;
с несогласием с рабочим расписанием уроков и других вопросов, относящихся к компетенции должностных лиц учреждения;
с действиями и решениями государственных и муниципальных органов в сфере управления образованием.
Школьный уполномоченный может отказаться от принятия к рассмотрению обращения, не относящегося к его компетенции, аргументируя отказ.
Школьный уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о нарушении прав учащихся, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.
Анонимное обращение (обращение, не содержащее фамилию, имя, отчество, место жительства, личную подпись лица, направившего обращение, и дату написания) рассмотрению подлежит к рассмотрению. Не принимаются к рассмотрению обращения, не поддающиеся чтению. Такие обращения после регистрации возвращаются авторам с указанием мотивов.
С целью реализации задач своей деятельности школьный уполномоченный имеет право:
обращаться за помощью и консультацией к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области;
посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления учреждения, ученического самоуправления с предварительным уведомлением;
получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
проводить совместно с органами самоуправления школы, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;
заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребенка;
передавать обращение (жалобу) должностному лицу администрации школы, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
ставить перед руководителем учреждения вопрос о привлечении нарушителя (нарушителей) к дисциплинарной ответственности при установлении факта грубого нарушения правил внутреннего распорядка учреждения, либо унижения достоинства ребенка;
обращаться к администрации учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам выявленных нарушений (при необходимости);
обращаться к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области при недостижении соглашения или получения отказа одной из сторон конфликта о принятии его рекомендации;
направлять свои предложения и оценки по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка муниципальному органу, осуществляющему управление в сфере образования, Совету и администрации школы, Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области;
выступать с устным докладом на заседаниях Совета школы в случае систематических нарушений прав детей или унижения их достоинства.
Школьный уполномоченный обязан:
проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь;
принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;
в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;
осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребенка;
не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;
систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.
По окончании учебного года в срок до 10 июня школьный уполномоченный представляет Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской обл.руководителю Управления образования г. Шахты, совету и администрации школы доклад о своей деятельности с выводами и рекомендациями.
В процессе своей деятельности школьный уполномоченный взаимодействует:
с Уполномоченным по правам ребенка в Ростовской области;
с Управлением образования города Шахты;
с администрацией школы;
с педагогическим коллективом и социально-педагогической службой учреждения;
с органами самоуправления учреждения;
с Управлением социальной защиты населения города Шахты;
с Комиссией по делам несовершеннолетних при Администрации города Шахты;
с правозащитными, общественными организациями.
Основные направления работы:
работа с обращениями и жалобами участников образовательного процесса;
правовое просвещение:
- мероприятия;
- работа с учащимися;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом;
работа с общественными организациями:
- совместные мероприятия с детскими общественными организациями;
- работа с благотворительными фондами и иными организациями.
Дата
Мероприятие
Ответственный
Сентябрь
составление плана работы на год.
Информирование родителей и детей о работе в школе уполномоченного по правам участников образовательного процесса и специфике его деятельности.
Анкетирование родителей и учащихся.
Ознакомление родителей и учащихся с их правами и обязанностями.
Клейманова О.В.
Октябрь
Ноябрь
В рамках празднования 25-летия принятия Конвенции ООН о правах ребёнка:
Сбор лидеров с 5-11 классов. Объявляется правовая неделя.
Проведение классных часов в 5-11 классах. (Видео-урок). "Конвенция ООН о правах ребёнка".
Беседа с учащимися начальной школы "Ваши права, дети!"
Оформление стенда правовой уголок.
Проведение выставки рисунков "Защитим права детей!"
Размещение информации на сайте уполномоченного.
Клейманова О.В.
Кл. руководитель, лидеры классов.
Декабрь
Проведение акции "Открытый микрофон", посвящённой принятию "Декларации прав человека"
Проведение мониторинга посещаемости занятий детей, состоящих на учёте ОДН, КДН, ВШК.
Анализ обращений участников образовательного процесса за полугодие.
Лекция "Закон в твоей жизни" с приглашением ОДН.
Клейманова О.В.
Январь
Профилактика работы с неблагополучными семьями, посещения на дому.
Контроль за обучением и воспитанием опекаемых детей.
Беседы, консультирования, разбор жалоб по запросу участников образовательного процесса.
Клейманова О.В.
Кл. руководитель
Февраль
март
Неделя правовых знаний.
Лекции с обучающимися "Мой правовой статус" с приглашением школы " Ваше право"
Профилактическая беседа с семьями СОС "Уголовная ответственность за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) обязанностей по воспитанию несовершеннолетних ".
Просветительская работа с семьями опекунов и семьями, имеющих детей-инвалидов по правам и льготам.
Клейманова О.В.
Апрель
Май
Экспресс - викторина "Что я знаю о своих правах"
Консультативная работа с родителями по текущим вопросам.
Проведение профилактических бесед с обучающимися средней и старшей школы "От безответственности до преступления - один шаг" .
Классный час "Жить в мире с собой и другими" (беседы и упражнения на воспитание терпимого отношения к себе и другим, независимо от личностных особенностей, этнической принадлежности).
Клейманова О.В.
Июнь
Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учёта.